3-6 лет / Английский язык для впо

Нормативные требования к иностранному языку для студентов неязыковых вузов экономического профиля

В последние годы наблюдается высокий конкурс среди выпускников школ на специальности финансово-экономического профиля [2]. Эффективность работы вуза оценивается трудоустройством его выпускников, поэтому одна из задач высших учебных заведений - это подготовка квалифицированных, конкурентоспособных специалистов [6]. В настоящее время современные работодатели при оценивании профессиональных качеств выпускников обращают внимание и на уровень их владения иностранным языком в профессиональной деятельности, поскольку данная компетенция становится одним из важных признаков конкурентоспособности индивида на рынке труда [4]. Вышесказанное актуализирует изучение нормативных требований к иностранному языку для студентов неязыковых вузов экономического профиля в современных условиях развития общества.

Известный российский ученый А.А. Вербицкий подчеркивает, что сегодня модернизация и инновации образования затрагивают всю педагогическую систему, включая: "ценности, цели, содержание, методы, средства, формы контроля и обучения, способы деятельности обучающих и обучающихся" [1; C. 8]. Целью современного образования, в том числе экономического, является взаимодействие с представителями разных стран и культур на мировом рынке труда. Следовательно, современный специалист должен владеть иноязычной компетенцией, т.е. быть готовым и способным "к профессиональной деятельности и адекватному поведению в поликультурном обществе" [4; C. 125]

И.Э. Куликовская и Я.Г. Насилевич предлагают свои требования к современному экономисту. Они пишут, что на рынке труда конкурентоспособны те специалисты, которые:

  1. умеют находить тексты по проблемам экономики и бизнеса из печатных изданий и электронных источников, извлекать необходимую информацию в сфере избранной специальности;
  2. понимают и воспринимают на слух сообщения профессионального характера на иностранном языке для решения коммуникативных задач;
  3. выражают свои мысли в письменной и устной формах, демонстрируя знание грамматики иностранного языка и профессиональной терминологии в ходе делового и межличностного общения;
  4. умеют вести полилог и диалог;
  5. делают доклады/сообщения на теме профессии;
  6. ведут переговоры, излагают свои мнения, предлагают аргументы, приводят примеры [5].

Нами было проведено изучение нормативных документов ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика Российского Экономического Университета имени Г.В. Плеханова, Финансового Университета при правительстве РФ, Российского Университета Дружбы Народов и Северо-Восточного Федерального Университета имени М.К. Аммосова. Определены основные требования к уровню владения иностранным языком бакалаврами-экономистами путем анализа содержания рабочих программ учебных дисциплин, связанных с изучением иностранного языка. Следует отметить, что согласно ФГОС ВО по данному направлению подготовки бакалавриата, одной из важнейших компетенций выступает "способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия" (ОК-4) [7; 8; 10].

Было определено, что Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова осуществляет образовательную деятельность по 16 специализациям по направлению "38.03.01 Экономика" профилей "Финансы и кредит" (на английском и русском языках), "Мировая экономика", "Международная торговля", "Банковское дело", "Налоги и налогообложение", "Общая экономика" и др. Основными планируемыми результатами обучения "Иностранному языку" студентов данных профилей выступают компетенции: ОК-1, ОК-4, ОК-7 [7].

В Российском Университете Дружбы Народов есть 8 профилей подготовки по образовательной программе бакалавриата "38.03.01 Экономика": "Экономика предприятия", "Бухгалтерский учет и аудит", "Финансы и кредит", "Международные экономические отношения", "Проектный анализ и моделирование в экономике" и др. Основными компетенциями в освоении дисциплины "Иностранный язык" в данных специализациях заявлены ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОПК-1 [8].

Федеральный университет при правительстве РФ осуществляет подготовку по 12 профилям по анализируемому направлению подготовки: "Государственные и муниципальные финансы", "Корпоративные финансы", "Международные финансы (на английском языке)", "Мировая экономика и международный бизнес", "Налоги и налогообложение", "Страхование" и др. Программы содержат универсальные и профессиональные компетенции к результатам освоения образовательной программы: УК (ИК-6), ПК (ПКН-5, ПКП-1, ПКП-3, ПКП-4, ПКП-5) [9].

Далее мы рассмотрим рабочие программы учебных дисциплин, связанных с изучением иностранного языка в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова. Финансово-Экономический институт СВФУ реализует образовательные программы по 8 профилям: "Мировая экономика", "Страхование", "Финансы и кредит", "Совместная программа двух дипломов СВФУ с Университетом Ниццы София Антиполис (Франция)", "Экономика организаций и предприятий" и др. Основными планируемыми результатами освоения дисциплины "Иностранный язык" являются ОК-1, ОК-4, ОК-6, ОК-8, ОК-14, УК-5 [10].

Базовые и вариативные дисциплины, связанные с изучением иностранного языка в анализируемых вузах экономического профиля обобщены в таблицах Табл. 1 и 2.

Базовая дисциплина "Иностранный язык"

Углубленное изучение английского языка екатеринбург
Усовершенствование английского языка онлайн
Английский язык для взрослых в тольятти
Для чего необходимо учить английский язык
Курсы английского языка в москве ювао